Музей Уездного города

 

В музее пять залов, весьма отличающихся друг от друга. В первом зале представлены древности валдайские, так или иначе объясняющие само понятие Валдай, материалы по истории Иверского монастыря, градоустройство Валдая XVIII в., Московско-Петербургская дорога и Валдай в связи с нею, путешествия и путешественники, постоялые дворы и ямщики, а также дорога железная и изменение жизненного уклада в связи с ее сооружением.

Второй зал — зал ремесла. Лицо города создают мастеровые люди — каменщики, плотники, кирпичники и пр. Гордость ремесленного Валдая — колокололитейщики, кузнецы, колесники, бараночницы, мыловары. Универсальность мастерства — особенность провинции, поэтому не удивительно, что А.Я. Левихин был брандмейстером, фотографом и владельцем типографии. Ремесло было семейным занятием. Известны династии колокололитейщиков Смирновых, Стуколкиных, Усачевых; гармонных мастеров Удаловых. Сын иконописца А.П. Цветаева Григорий, был известным позолотчиком, а дочь Татьяна талантливой портнихой.

 

Третий зал — зал казенных учреждений и общественных организаций, большинство которых размещалось, именно в этом здании: уездный съезд мировых судей, дворянская опека, воинское присутствие, попечение об учащихся и учителях и др. В зале мемориальные вещи из земства и вольного пожарного общества, театра и аптеки, школ города. Материалы зала рассказывают об особой роли русской интеллигенции в духовной жизни общества.

 

Четвертый зал – зал валдайских семей, наполнен мемориальными вещами и интерьерными выгородками с семейными реликвиями П.Н. и М.Е. Богдановых, В.В. Быстровой, П.Ф. Прилежаева, М.П. Никольского, Р. Рорбека, П.П. Ротса и др.

Пятый зал посвящен дачникам валдайским: писателю В.С. Соловьеву, ведущему публицисту газеты "Новое время" М.О. Меньшикову, профессору политэкономии П.И. Георгиевскому, духовному писателю С.А. Нилусу, художнику, археологу, философу Н.К. Рериху, генералу В.А. Косаговскому и др. Валдай дал им духовную, творческую силу, дарил сюжеты, делал их частью своего бытия и истории. Да и само понятие "дачники" — неотъемлемая черта жизни русской провинции. Какая она? Ушел ли от нас ее особый мир? Чтобы понять это, надо не спеша пройтись по залам Музея уездного города и вспомнить все о себе самих, и предках своих, и их соседях, людях именитых и тихих обывателях, о святынях, которым поклонялись, и милых безделушках, которые составляли бытовой уклад провинциала, о старых названиях улиц и облике храмов, домов, парков.

mir visa mastercard Яндекс.Метрика